Конфликт — причина и повод

Давний мой друг преподает в известном московском вузе.

В минувшую экзаменационную сессию группа студентов накатала на него жалобу.

Преподаватель предупреждал —  без сданной письменной работы, к зачету никого не допустит. В серьезность угрозы поверили не все. Когда же выяснилось, что с ними не шутили, пришли скандалить к лектору.

Ничего не добившись, написали в деканат. Кляуза была откровенно беспомощна: не имея возражений по сути, обиженные студенты напирали, на «бестактность» не откликнувшегося на их нахрапистый натиск препода.

Конфликт?

Только на поверхностный взгляд.

Предъявление неправомерных требований, да еще без особых шансов на успех, — это не конфликт. Если официант принесет вам счет с неверно подсчитанной суммой, то на вопрос: «Как же это у вас столько получилась?», ему остается, вздохнув, ответить: «Значит, не получилось».

Руководству бы немедленно и твердо объяснить студентам их безусловную неправоту, или хотя бы просто не обращать  внимания на бесплодную попытку обойти установленные (кстати, ради повышения качества их подготовки, а не из самодурства) правила. И инцидент был бы исчерпан.

Однако события получили иное продолжение.

Зав. кафедрой, сделав вид, что действует из благих побуждений – погасить конфликт, предложил такой, извините за выражение, компромисс: «Мы, дескать, Вам претензий предъявлять не станем. Давайте, просто, поручим принять зачет другому сотруднику».

Как поступить моему другу? Он, как и все мы, много читал о том, что из конфликтов надо искать взаимоприемлемый, разумный выход. И всегда с этим соглашался.

Но на этот раз…

Мы вместе проанализировали ситуацию. Сошлись на том, что конфликта со студентами из которого надо было бы искать компромиссный выход, просто не существовало.

Но (по причинам, которые я здесь приводить не буду, поскольку это отдельная история) руководитель кафедры решил пойти на конфликт со своим сотрудником. Воспользовавшись удачно подвернувшимся поводом (не станем бездоказательно подозревать инициатора конфликта в искусственном его создании), заведующий кафедрой сделал моему другу предложение, которое иначе как оскорбительным не назовёшь.

Как поступить? Вариантов немного.

Проглотить обиду и согласиться, ради мира и спокойствия? Вариант возможный только если наличные ресурсы – авторитет, научный и педагогический потенциал, умение «держать удар», невелики. Бывает, что приходится смириться с проигрышем, даже не начиная борьбы, но это не наш сегодняшний случай.

Можно попытаться найти компромисс. Однако здесь открытого конфликта еще нет. Да и начало противостояния хитро замаскировано под поиск соглашения по иному вопросу.

Мы решили – надо обострить конфликт, выявить его подлинную суть, и уже на этой почве искать приемлемое решение.

Естественно, обострение следовало провести максимально корректно, внешне бесстрастно, не давая повода обвинить себя в излишней горячности. И не позволяя увести дискуссию в сторону, когда вместо содержания будет обсуждаться хоть в малой степени неподходящая форма.

Не возражая и не выказывая обиды, преподаватель просто задал примерно так прозвучавший вопрос: «Не получится ли, что погасив предлагаемым способом инцидент сегодня, мы создадим прецедент, когда любой нерадивый студент  станет вместо выполнения требований учебного процесса просто жаловаться на лектора? И дело не только и не столько во взаимоотношениях с обучаемыми. Не снизится ли в таком случае качество обучения, а значит, и авторитет факультета и вуза в целом?»

Выразив, таким образом, несогласие и аргументировав его, мы могли получить разные варианты реакции. Среди них –  административные меры, жалобы вышестоящему руководству, усиление косвенного давления, какую-то новую интригу. Или, наоборот, поняв, что на этот раз «не получилось», дезавуирование неудачного предложения, разумные действия вопреки жалобщикам.

На деле, зав. кафедрой провел вялое расследование, убедился в несостоятельности кляузников, да и отдал решение их дальнейшей судьбы на откуп учебной части, работающей с задолжниками по стандартному алгоритму.

Не опасно ли подобное поведение? Не напоминает ли противостояние с начальством плевки против ветра? Бывает, что и похоже на это безрадостное занятие. Но, думается, на это раз дело обстоит не столь драматично. Тем более что иные варианты были, пожалуй, заведомо хуже.

Для чего рассказал эту историю, написав так много «букофф»?

Во-первых, хотел показать, как на практике различаются повод и причина конфликта. (Жалоба студентов – только повод, причина же — какие-то глубинные разногласия сотрудников кафедры).

Во-вторых, высказать максиму – далеко не всегда конфликт надо тем или иным способом гасить. Иногда лучше конфликт своевременно обострить.

Согласны?

Метки: , ,

Отзывов (36)

  • Hello there! I could have sworn I’ve visited this website before but after browsing through a few of the articles I realized it’s new to me.

    Anyways, I’m definitely delighted I came across it and
    I’ll be book-marking it and checking back frequently!

  • I am truly pleased to read this web site posts which carries tons of useful information, thanks for providing such statistics.

  • I like the valuable info you supply in your articles.
    I will bookmark your weblog and check again here frequently.
    I’m quite certain I’ll be informed many new stuff proper here!
    Best of luck for the following!

  • I think that is among the such a lot significant info
    for me. And i’m glad studying your article. However
    wanna observation on few common things, The web site taste is wonderful, the articles is truly
    nice

  • Hello, Neat post. There’s a problem along with your site in web
    explorer, might test this? IE still is the market leader and a big part of other folks will miss your
    wonderful writing due to this problem.

  • Я присоединяюсь ко всему выше сказанному.

  • Да уж. В этом блоге хоть комментаторы нормальные.. А то пишут обычно в комментарии ерунду всякую.

  • Прикольный блог, по сравнению с моим на уровне. Умеют делать если захотят.

    • admin:

      Догадываюсь, что подобные «комменты» делаются только ради размещения собственной ссылки. Ну, что ж, рад хоть в этом качестве быть полезным. Успехов!

  • Очень интересно. Но чего-то не хватает. Может быть, стоит добавить каких-нибудь картинок или фото?

    • admin:

      Догадываюсь, что подобные «комменты» делаются только ради размещения собственной ссылки. Ну, что ж, рад и в этом качестве быть полезным. Успехов!

  • Я лучше статьи не видел.

    • admin:

      Как Вам повезло! Просто завидно! Догадываюсь, что подобные «комменты» делаются только ради размещения собственной ссылки. Ну, что ж, рад и в этом качестве быть полезным. Успехов!

  • Ваш сайт в опере не очень то корректо показывается

  • Да, я вас понимаю. В этом что-то есть и мысль отличная, поддерживаю.

  • На собственном опыте убедилась, что добро должно быть с кулаками. Что-то похожее случилось у меня в бытность работы. Должны были быть выборы директора магазина, а так как я была замом, то считала, что люди, видя мое добросоветсное выполнение своих обязанностей, поддержат мою кандидатуру. Был ещё один кандидат, который начал массированную компанию по распространению негатива, причем, довольно мерзкого. Мне и в голову не приходило, что народ воспримет эту чушь, но, как говорится, капля воды камень точит…. В результате, голоса были не в мою пользу. Обидно было не за должность, а за то, что грязью вымазали. Спуcтя 4 года коллектв взвыл от правления нового директора и не продлил с ней контракт, но я уже там не работала, в 55 лет ушла на пенсию. Звали, конечно? обратно и каялись, что были слепы. Но эт0 уже меня не касалось: Что посеешь, то и пожнешь!

  • Полностью с Вами согласен, Владимир.Иногда нужно своевременно обострить конфликт. Надо до конца отстаивать свою позицию. Нынешние студенты — детки богатых папиков, привыкшие все покупать за деньги, в том числе зачеты и экзамены. Работу тоже покупают, поэтому так и живем. На сегодняшний день осталось очень мало честных и принципальных преподавателей. Наверное, один из сотни.

    • admin:

      Насчет статистики, я ею не владею. Может Вы, Владимир, и точны. Но не мог оставить без ответа Ваш комментарий, поскольку мой друг читает сайт, и я, просто согласившись с Вами, мог создать впечатление, будто и его причисляю к негодяйскму большинству. Он далеко не идеален, вовсе не свят и к святости не стремится, при случае готов воспользоваться тем или иным благоприятным стечением обстоятельств в собственных интересах. Но что касается профессии, тут, извините, — кремень. Скорее всего, это от понимания нехитрой истины — работать честно , помимо прочего, выгодно в конечном счете!

  • Конфликты иногда возникают, как нам кажется, на «пустом месте». Но это не так! Есть глубинная составляющая отношений. Иногда нужно, действительно, сразу накалить все до предела, и, после «взрыва» — все встает на место..)))

  • Obuv:

    Ваш блог интересный, помещу блог в закладки.

  • Спасибо, очень интересно все.

  • Поддержал ваш сайт на helpmyblog, жду взаимной поддержки и комментарий в моем блоге http://trifonenkov.blogspot.com/ для совместной раскрутки. При возможности станьте постоянным читателем! Спасибо!

    • admin:

      Спасибо! У меня технические неурядицы на Хелпмайблоге. Как только улажу, немедленно отвечу взаимностью. А на Ваш сайт схожу сейчас же. Всего доброго!

  • А вот я не могу держать удар. Не плохо бы этому научиться.

    • admin:

      Людмила, опишите, пожалуйста, (возможно, на примере -неважно, недавнем или из прошлого) случай, который, Вам кажется, иллюстрирует, как именно Вы «не держите удар». И как Вы поняли бы, что научились держать удар, если бы Вам в этом кто-то помог бы. Может быть я или кто-то из моих коллег Вам что-то дельное и посоветует. Спасибо, кстати, за идею. Не исключаю, что попытаюсь эту тему как-нибудь развить.

  • Владеть собой очень нужное и полезное качество и навык. Мне не раз приходилось сталкиваться с ситуациями когда конфликт возникал на ровном месте.

    • admin:

      Олег, Вы правы, когда нахваливаете умение владеть собой. Без этого мало что вообще в жизни удастся, а в «строительстве» карьеры вообще никуда. Но почему — не обойтись без холодной головы? Думаю, не только потому, что, погорячившись, можно на «пустом месте» поссориться, нажить себе неприятности. Хуже другое — эмоции могут не позволить разглядеть главное — подлинную причину конфликта. Чаще всего, точнее, как правило, ссора — это внешняя сторона, повод конфликта. А причина кроется в разных интересах. Несдержанный же человек, не успевает заметить этой глубинной причины и выбрать адекватную тактику поведения в конфликте. Он занят переживаниями, расстраивается, вынашивает планы мести и т.д. Не проблему, то есть, пытается решить, а свою импульсивную натуру старается потешить. И, в конечном счете, проигрывает. Сокрушается, порой, что ввязался в склоку , возникшую «на пустом месте», недальновидно пропуская сигнал о действительном неблагополучии, вызванном, повторяю, подспудно накапливающемся противоречии ИНТЕРЕСОВ. О чем как раз и стоило бы размышлять — в первую голову и на холодную голову. А для этого — еще раз с Вами, Олег, соглашусь — надо учиться владеть собой.

  • Ох, как я с Вами согласна, Владимир. Всегда старалась конфликты сглаживать или уходить от них. Но случаи, когда этого просто нельзя допустить встречаются довольно часто. У меня тем чаще это стало происходить со сменой руководства. Главная проблема в том, что обострение должно быть хорошо обдумано, как в Вашем случае. В жизни такое встречается не так часто. Обычно конфликт разгорается с горяча, дальше зачастую все строится на криках, а то и взаимных оскорблениях. И пошло, поехало…

    • admin:

      Увы, Вы, Ольга, правы — повышенная эмоциональность чуть ли не непременный фон, отличительный признак конфликта. Потому так полезны техники владения собой, своими реакциями, эмоциями, поведением. К сожалению, грамотного обучения подобным техникам немного, а халтуры — выше крыши…

      • admin:

        Вот это у меня вышло: «Увы, Вы, Ольга, правы»! Прошу прощения за небрежность — такие аллитерации, конечно же недопустимы: три «ВЫ» в четырех словах…

  • Интересная история. Соглашусь с Вами в том, что всегда нужно действовать и принимать решение в зависимости от ситуцации. Спасибо!

    • admin:

      Дело, Елена, на мой взгляд не только в том, чтобы действовать по ситуации. Вобщем-то это очевидно. Я же хотел своим постом возразить распространенному во многих публикациях по конфликтам совету — чуть ли не всегда стремиться примирить враждующих, сгладить конфликт, еще лучше устранить его. Спору нет, часто это полезно. Но далеко не всегда…

Добавить комментарий

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.

canadian pharmacy online Shipped From the US canada pharmacy ?!!% prestiq online or medical advice. Official receipt canadian pharmacies addition this medicines have. How to buy medications online? canadian pharmacies `|#& order diflucan tips for safe use prescription medications.