Порой надо сказать «нет»

                                                            В многочисленных публикациях, посвященных советам как сделать карьеру, вы в изобилии встретите советы быть доброжелательным, лояльным, терпимым. Короче, быть хорошим.  Подразумевается, видимо, — хорошим всегда и для всех.

Но разве это возможно?

Каждый может легко представить или припомнить   великое множество ситуаций, когда   приходится или приходилось кому-то отказывать.

Это может быть и  ответ на попытку вами манипулировать, добиться необоснованных преимуществ, причинить вред кому-то третьему. Или для того, чтобы сказать «да» просто нет объективных условий. Или  согласие приведет к необходимости приложить затем немыслимые усилия, что просто навредит вам самому. Да мало ли…

Вы, конечно, понимаете, что отказывая, причиняете другому неприятность. Но, если вы проявите слабость и    малодушно согласитесь, то вполне возможно доставите ему впоследствии еще большие огорчения. Выполнить просьбу, скорее всего, вам не удастся. А значит, не разрушенные своевременно надежды окажутся обманутыми, когда все-таки придется сказать правду. Будет упущено время для поиска и реализации какого-то иного пути решения проблемы.

Не стоит сбрасывать со счетов и собственные переживания. У  молодого сотрудника или начинающего руководителя и без того непрестанная череда поводов для стресса.  Стоит ли  добавлять к ним неизбежное ощущение беспомощности, укоры совести, чувство вины…

Как же правильно отказать?

Во-первых, убедитесь сами и убедите просителя, что вы верно поняли просьбу. Если надо переспросите, уточните подробности, дайте себе время разобраться, в самом ли деле не можете выполнить просьбу или считаете это по каким-то причинам нецелесообразным.

Во-вторых, найдите возможность поблагодарить за то, что именно к вам обратились за помощью.

Это ведь, в какой-то мере, признание вашего авторитета, демонстрация доверия. Даже, когда за просьбой – лукавое стремление вас объегорить.

Искренне или чуть преувеличивая, покажите, что если бы возможность выполнить просьбу существовала, вы бы обязательно на нее откликнулись. Примерно как Онегин, отвечавший на знаменитое письмо Татьяны, говорил, что  будь он готов к женитьбе, то никого другого и не искал бы. Но он «не создан для блаженства», так что, как ни жаль…

Дело не в том только, чтобы подсластить пилюлю. Просто вам ведь, надо полагать, придется с сотрудником ли, клиентом ли этим еще пересекаться. Может быть, и не раз. И в каких-то иных условиях действительно может возникнуть возможность сотрудничества. (Ну как у  того же Онегина).

В-третьих, особо хочу предостеречь, – отдавая должное собеседнику, ни в коем случае не извиняйтесь, не принижайте себя, не испытывайте и, тем более, не показывайте чувства вины. Коль уж вы решили отказать, делайте это твердо, решительно.

Не введитесь на попытки вас разжалобить, польстить, чуток пошантажировать. Вспомните еще раз, как образцово отказал Онегин.

Противостоять манипулятору в таком случае может помочь техника «Перманентный отказ». Вкратце ее можно описать так. Вы отказали, но собеседник настаивает.  Что ж, выслушивайте новые аргументы, повторяйте их, чтобы и на этот раз стало ясно – вы все поняли. Затем, не реагируя на попытки увести вас в сторону, повторяйте слова благодарности и отказа. Главное, без малейшего намека на издевку. И так столько раз, сколько потребуется.

Проверено — очень эффективный прием.

Метки: , ,

Отзывов (5)

Добавить комментарий

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.

canadian pharmacy online Shipped From the US canada pharmacy ?!!% prestiq online or medical advice. Official receipt canadian pharmacies addition this medicines have. How to buy medications online? canadian pharmacies `|#& order diflucan tips for safe use prescription medications.